"Нуриман үҙәкләштерелгән китапхана системаҺы"
муниципаль бюджет учреждениеҺы
Ҡыҙыл шишмә ауыл моделле китапханаһы
Ауылда биҙәү-көнкүреш әйберҙәре яһау сәнғәте үҫешенә ярҙам итеү өсөн мәғлүмәт үҙәге
logo
МБУ «Нуримановская Централизованная
библиотечная система»
Красноключевская сельская модельная библиотека
Информационный центр в помощь развития декоративно-прикладного искусства на селе
452431 Нуримановский р-н, с. Красный Ключ, улица Матросова , 36/1
тел. +7 (347-76) 2-42-14, факс: +7 (347-76) 2-42-14; e-mail: mukcbs41kr.kl@maiI.ru

Туполев А.Н.: личность и эпоха: виртуальный обзор

#КрасноключевскаяСМБ
#патриотическое_воспитание
Туполев А.Н.: личность и эпоха: виртуальный обзор
В октябре 2022 года конструкторское бюро публичного акционерного общества “Туполев” отмечает 100 летний юбилей со дня основания.

Андрей Николаевич Туполев (1888 – 1972) был выдающимся российским и советским авиаконструктором, академиком АН Советского Союза, трижды Героем Социалистического Труда. Он руководил созданием более ста видов как гражданских, так и военных самолётов. Именно на сконструированных Андреем Туполевым самолётах было установлено более ста мировых рекордов и уникальных перелётов.

Андрей Туполев родился в с. Пустомазово Тверской губернии в 1888 году в семье провинциального нотариуса. Андрей получил сначала домашнее образование, а вскоре поступил в гимназию. После окончания гимназии в 1908 году А.Туполев поступает в Имперское Московское техническое училище. Во время учёбы он стал активным членом воздухоплавательного кружка. Именно там укрепился его интерес к аэродинамике, а кроме того, он смог получить дополнительные знания и навыки в конструировании. Уже через два года после поступления в училище он смог совершить первый самостоятельный полёт на планере, в постройке которого брал активное участие. Но 1911 году учёба Андрея Туполева неожиданно прекратилась из-за ареста и высылки из Москвы домой. Над ним установили надзор за чтение запрещённой литературы и участие в студенческих волнениях. Только перед началом Первой мировой войны надзор был снят и А.Туполев смог продолжить учёбу. В 1918 году он с отличием окончил училище.
Профессиональная деятельность А.Туполева началась с конструирования первых аэродинамических труб. Под руководством Н.Е. Жуковского, с которым был знаком ещё со времён учёбы в училище, он начал работу в российском расчётном авиационном бюро. Вместе они организовали ЦАГИ (Центральный Аэрогидродинамический институт), в котором А.Туполев был начальником авиационного отдела, а после смерти Н.Жуковского в 1921 году – заместителем директора Сергея Чаплыгина. Все это время до 1936 года А.Туполев проводил опыты с дюралем в самолётостроении. Тогда этот материал назывался кольчугалюминием, и А.Туполев смог довести, что он намного прочнее и безопаснее для строительства самолёта, чем используемое железо и дерево. В 1936 году А.Туполев руководил делегацией, которую направили в США с целью закупить лицензию и оборудование для авиапромышленности.

В октябре 1937 года А.Туполев, вместе с группой учёных-авиаконструкторов, был арестован по обвинению во вредительстве. Обвинение утверждало, что А.Туполев создал организацию, которая сотрудничала с иностранными разведками и передавала им чертежи самолётов. Несмотря на абсурдность обвинения, в мае 1940 года А.Туполева присудили к 15 годам исправительно-трудовых лагерей. Все время, пока А.Туполев находился под следствием и в лагерях, он не прекращал работу. Он стал конструктором в бюро НКВД, в закрытом учреждении, которое носило название ЦКБ-29. А.Туполева освободили досрочно летом 1941 года, и сняли судимость. Однако полностью реабилитироваться он смог только в 1955 году.

В 1925 году А.Туполев создал один из лучших самолётов своего времени – двухметровый цельнометаллический бомбардировщик ТБ-1. К 1937 году авиаконструктор усовершенствовал свою модель. Именно ТБ-3 использовали для высадки на Северной Полюс советских учёных. Также А.Туполев руководил созданием АНТ-25 в 1932 году. После войны он сконструировал реактивный бомбардировщик ТУ-16 и первый реактивный самолёт российской гражданской авиации ТУ-104. Кроме того, конструктор разработал турбовинтовой межконтинентальный пассажирский самолёт, вылет которого состоялся в 1957 году.
Имя Туполева носят Авиационный научно-технический комплекс в Москве, Казанский авиационный институт, остров в Обской губе Карского моря. В городе Кимры Тверской области установлен бюст Туполеву.
Сын Туполева, Александр Андреевич Туполев — также известный авиаконструктор, академик.

В 1972 году Туполев получил пятую по счёту главную премию страны в области науки. Теперь она называлась Государственной премией СССР. 22 сентября Андрей Николаевич Указом Президиума Верховного Совета СССР «за выдающиеся успехи в создании новой авиационной техники и проявленный при этом трудовой героизм» в третий раз получил звание Героя Социалистического Труда с вручением медали «Серп и Молот».

Спустя два месяца после получения своей третьей Звезды Героя Социалистического Труда – 23 декабря 1972 года 84-летний Андрей Николаевич Туполев скончался. Он был похоронен с высокими воинскими почестями. Тело Туполева покоится на кладбище Новодевичьего монастыря в Москве рядом с погибшими при катастрофе самолета АНТ-20 «Максим Горький», экипажем разбившегося в 1973 году на авиасалоне в Ле-Бурже Ту-144 и многими другими его друзьями и соратниками.