"Нуриман үҙәкләштерелгән китапхана системаҺы"
муниципаль бюджет учреждениеҺы
Ҡыҙыл шишмә ауыл моделле китапханаһы
logo
МБУ «Нуримановская Централизованная
библиотечная система»
Красноключевская сельская модельная библиотека
452431 Нуримановский р-н, с. Красный Ключ, улица Матросова , 36/1
тел. +7 (347-76) 2-42-14, факс: +7 (347-76) 2-42-14; e-mail: mukcbs41kr.kl@maiI.ru

Русская тряпичная кукла. Народные промыслы России.

#ГодНародногоискусства #КрасноключевскаяСМБ .📖

Библиорубрика “Народные промыслы России”.

Русская тряпичная кукла.

Наших предков кукла сопровождала всю жизнь. Еще до рождения младенца у его будущей колыбели появлялась кукла, отгоняющая злых духов. Младенчество, детство, отрочество, юность, зрелый возраст, старость – все жизненные этапы человек проживал в присутствии кукол и их активном участии. Даже после смерти кукла была рядом, сопровождая усопшего в иной мир. Традиционные тряпичные русские куклы Русская национальная кукла участвовала буквально в каждом действии жизни человека, и не только в праздничных мероприятиях или наиболее важных этапах, но и в самых обыденных, рутинных. Именно поэтому куклы целиком и полностью отражают суть жизни человека, а не только ее проявления. Понять куклу, ее характер означает узнать тайну древних славян – непостижимую для многих других народов загадочную русскую душу. Да, именно так, потому что русская традиционная кукла часто оставалась единственным защитником, хранителем, лекарем, советчиком и собеседником человека. Кукле раньше всех рассказывали секреты и делились с ней тайными желаниями, именно она хранила семейный очаг и благополучие в доме, и только кукла забирала от человека все его болезни и несчастья, унося их с собой в огонь или воду. Поэтому отношение к куклам у людей было соответствующее – их любили, уважали, почитали и берегли. Особенности русской тряпичной куклы Традиционная русская кукла имеет свои особенности, главными из которых являются следующие: -обрядовые куклы и обереги изготавливали без использования колющих и режущих предметов; -у кукол не было черт лица; -отсутствие персонального имени у куклы, было лишь название; подавляющее преимущество женских образов для изготовления кукол. Для того, что бы сделать тряпичную куклу, использовали куски тканей, оторванные от целого рулона или от одежды. Это делалось специально без ножниц, потому что, отрезая какой-нибудь лоскут или лишнюю ткань от куклы, можно было лишить ее целостности в смысловом значении. По этой же причине не использовали иголки, все детали привязывались нитками или скреплялись узлом. Такие требования были обязательны при изготовлении обрядовых кукол, кукол-оберегов и большинства игровых кукол. Подарочные варианты, особенно из дорогих тканей, с дорогими украшениями можно было сшивать, используя иголку для крепления большого количества декоративных деталей. Несмотря на такую, казалось бы, непрочную конструкцию, тряпичные русские куклы при должном обращении существовали несколько десятков лет. Во многих семьях были родовые куклы, передаваемые от поколений к поколениям. Кажется, само время придавало им прочности, продлевая жизнь кукольным охранникам и берегиням. На лице у кукол не рисовали глаз, носа, губ. Это делали по двум причинам. Во-первых, в доме не нужны были лишние глаза и уши, потому что через них в куклу могли проникнуть злые духи и тогда она станет сама источником несчастий. Во-вторых, неудачное выражение лица не только испортит характер куклы, но и оставит его таким навсегда. Поэтому лицо кукле придумывали сами, в зависимости от обстоятельств. Сейчас на фоне огромного количества современных кукол это кажется необычным и странным, но стоит немного пообщаться с безликой куклой, и все становится понятным. Безликая кукла жила полноценной жизнью – она радовалась и грустила, спала и бодрствовала, смеялась и плакала. Такая кукла не могла не нравиться ее обладателю – выражение лица и его черты были ведь придуманы им самим. Поэтому не совсем верно говорить, что у куклы нет лица – оно есть, но нужно подружиться с куклой, что бы его увидеть. В последние века, начиная с девятнадцатого столетия тряпичным куклам все же стали рисовать лица, но это касалось только игровых или декоративных вариантов. Это произошло от желания максимально очеловечить куклу, сделать ее облик очень похожим на нас. Но и в этих случаях использовали лишь символическое отображение глаз, носа или рта, вышивая их крестом и прямыми линиями. Куклам в Древней Руси не давали имен, считалось, что нарекая куклу, ее можно использовать во вред тому человеку, у которого будет или есть такое же имя. Этим пользовались темные колдуны – называли куклу так же, как и объект воздействия и творили над ней свои ритуалы. Кроме этого, дав кукле человеческое имя, можно было потревожить дух умершего родственника с таким же именем. Поэтому игровых кукол называли просто куклами, ляльками, цацками и т.д. Обрядовые куклы и обереги называли по их прямому назначению или же по обстоятельствам, сопутствующим их появлению. Например, когда начинало пригревать весеннее солнце, делали светлую, яркую, веселую куклу, символизирующую пробуждение природы и приход весны. Ее так и называли – Веснянка Весьма ограниченное количество мужских фигурок в кукольном творчестве наших предков вовсе не означает пренебрежительного отношения к сильной половине человечества. Если «копнуть глубже», изучить историю появления кукол и их строение, то окажется, что вся женская пышность, мягкость и красота закрепляется на жесткой и прочной основе в виде тугих скруток или палочек. Таким способом мужская суть есть в каждой кукле, но она скрыта внутри, что отражает весьма существенный сакральный смысл куклы. Именно поэтому кукол с явно мужскими образами очень мало, а в некоторых кукольных действиях в роли мужской куклы использовали просто палочку, завернутую в ткань. Книги о народных промыслах России, вы можете получить в фонде Красноключевской сельской модельной библиотеки по адресу: ул. Матросова 36/1 тел.: 2-42-14